Вуду в мегаполисе
Главная страница Книги и тексты
От переводчика
1. Предупреждение


Когда я показывал эту книжку своим друзьям, родственникам и знакомым, реакция
была самой неожиданной. Люди, настроенные скептически по отношению ко всему
"религиозному" и "паранормальному", проглатывали ее в один присест и говорили,
что давно уже не читали ничего столь захватывающего. Другие же, считающие себя
"магами" и "ведьмами", объявляли, что это книга злая и нехристианская.

Третьи отказывались даже брать книгу в руки, увидев на обложке слово "вуду".
Затем выяснялось, что о вуду они имеют представление в лучшем случае по
кинофильмам вроде "Сердца Ангела". С одной стороны в то же время само слово
"вуду" вызывает у некоторых людей смесь подсознательного ужаса и отвращения.

С другой стороны само слово "вуду" привлекло внимание любителей рок-музыки и
старого джаза и людей, серьезно занимающихся тантрическими, даосскими и
шаманскими практиками.

В общем, среди читателей (правда, не очень многочисленных, но зато очень разных)
этой книги не оказалось только одной категории - оставшихся равнодушными.

Что уже само по себе интересно.

И, если разобраться, все эти читательские реакции вполне правомерны.

Действительно, в "Вуду в мегаполисе" описываются просто поразительные реальные
события (в отличие от голливудских киносказок).

Действительно, "Вуду в мегаполисе" - это книга о реально существующей и опасной
магии (в отличие от огромного количества книг, в которых магия предстает как
безвредное "обращение к архетипам" или как смешное суеверие наших предков).

Действительно, "Вуду в мегаполисе" - это книга о живой языческой магической
религии, которая на протяжении нескольких столетий боролась за свое выживание в
западном христианском мире (и выжила, в отличие от многих других древних
традиций).

Действительно, мистические системы, которые авторы собирательно именуют "вуду",
очень близки к тантризму, даосизму и шаманизму.

Действительно, религия вуду была одним из корней новоорлеанского джаза, а
впоследствии к вудуистским образам часто обращались рок- и поп-звезды от Джими
Хендрикса и "Роллинг Стоунз" до "Бони М" и "Арми оф лаверз".

И, наконец, действительно, авторы этой книги -- люди не из самых приятных: злые,
прагматичные и в суждениях чрезмерно категоричные. Со многим в книге можно не
соглашаться. Это священное право читателя. Но многое из того, что говорят
авторы, заставляет взглянуть другими глазами на наши "прописные истины" о добре
и зле.

Мне кажется, в то же время в этом причина того, что "Вуду в мегаполисе" вызывает
такое сильное неприятие у некоторых людей. В их устоявшийся, упорядоченный мир
подобная информация врывается разрушительным ветром, неся с собой хаос и
неопределенность. Это действительно страшно. Ибо стены, которые мы для себя
строим, не только ограничивают, но и оберегают. Стоит ли лишний раз подвергать
их обстрелу?

По отношению человека к таким запретным темам, как вуду, сразу видно, как он
относится к своим стенам.

Для неофоба, который боготворит порядок, хаос, разрушающий стены, - это зло и
смертельный враг.

Для неофила, который превыше всего ценит свободу, познание и игру, хаос -
союзник, помогающий разрушать любые стены, ограничивающие наше видение.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что неофобия - это плохо, а неофилия -
хорошо. Это просто два разных режима психической жизни. Но я настоятельно не
рекомендую вам читать "Вуду в мегаполисе", если вы уже давно и точно знаете,
"что такое хорошо и что такое плохо". Эта книга, если вы позволите мне еще одну
цитату, -

"Не для всех. Только для сумасшедших! "

2. Предисловие


В 1518 году в новые испанские колонии на Карибских островах были завезены первые
трое черных рабов из Западной Африки. Торговля живым товаром оказалась доходным
и потому притягательным бизнесом. Все новые и новые потоки "черной слоновой
кости", как называли африканских рабов, тянулись из Африки в Северную и Южную
Америку и на Карибские острова. В том числе и на остров Гаити.

Рабы из племени фон, захваченные в западно-африканском государстве Дагомея и
привезенные на Гаити, были лишены всего основанная на общении с духами-воду, или
лоа (родственные дагомейцам негры из племени йоруба называли этих духов ориша).
Негритянские шаманы призывали различных духов природы, которые во многих
отношениях напоминали старых европейских языческих богов. При помощи барабанного
боя, ритуальных плясок и песнопений, а иногда и наркотических веществ африканцы
достигали особых трансовых состояний, которые воспринимались как "одержимость"
тем или иным духом. Рабовладельцы, бывшие добрыми христианами, естественно,
объявили воду войну. На их стороне было право сильного - право безжалостно
казнить рабов, заподозренных в почитании африканских богов.

Но у воду была сила иного рода - сила гибкости и умения приспосабливаться к
новым обстоятельствам. Африканские культы выжили везде, где когда-то ступила
нога негритянских рабов. Черные религии в большей или меньшей степени смешались
с католицизмом. Ориша и лоа надели маски святых, архангелов и мадонн. Белые
хозяева надеялись, что покончат с африканскими духами, "христианизировав" их. Но
они просчитались. На самом деле рабы получили полную свободу поклоняться своим
старым богам - правда, в новом обличье, но против этого как раз ни рабы, ни боги
не возражали. Можно было посещать мессу, внешне соблюдать все требования
католической религии - и при этом втайне практиковать кровавые жертвоприношения,
ритуальные пляски и "одержимость". Уличить негра в следовании "сатанинской вере"
стало непросто.

Как и везде, где лишь одна-единственная религия является разрешенной и
защищается всей мощью государства, на Гаити стали появляться тайные секты.

Культ воду не давал рабовладельцам спокойно спать. Они прекрасно понимали, что
религия -- это тот фактор, который может заставили себя долго ждать. Первый
произошел уже в 1522 году, всего через четыре года после прибытия первой партии
рабов. На протяжении следующих трех столетий негритянские восстания случались
регулярно и иногда требовали для своего подавления вмешательства войск из
Европы.

Один из самых крупных бунтов на Гаити вспыхнул в 1791 году. К тому времени
западная часть острова была уже не испанской, а французской колонией. Во Франции
же была в разгаре революция. Жрецы воду, посоветовавшись со своими оракулами,
выяснили, как можно использовать это обстоятельство. Восстание началось с
выполнения водуистского ритуала Петро и продолжалось до 1804 года, увенчавшись
полным успехом (а для великого Наполеона - одним из первых поражений). Негры
стали хозяевами Гаити.

В британских колониях Вест-Индии и Северной Америки власти уже к восемнадцатому
веку почувствовали потенциальную угрозу Англичане постарались избавиться от всех
рабов, происходивших из племени фон. Дагомейцы были вывезены с Барбадоса и из
других британских владений и распроданы - от греха подальше. Но если вуду был
перекрыт доступ на британские территории Северной Америки, то во французской
Луизиане никаких препятствий для этого культа не существовало. К 1800 году вуду
пустило в Луизиане прочные корни. Французская администрация попыталась было
запретить ввоз рабов с тех карибских островов, которые были особенно сильно
"заражены" вудуизмом. Но в 1803 году Наполеон продал Луизиану Соединенным
Штатам. И вскоре Новый Орлеан просто захлестнули толпы беженцев с Гаити и других
островов. Широкое распространение культа вуду со временем стало пугать белых
хозяев Нового Орлеана. Не зная толком, что предпринять, в 1817 году городские
власти запретили черным появляться в общественных местах.

После освобождения негритянских рабов многие из них подались из Луизианы на
север - в Мемфис и Сент-Луис и далее - в Чикаго, Детройт и Нью-Йорк. На
американском Западе особенно много негров обосновалось в Лос-Анджелесе.

И год за годом все новые эмигранты прибывали в США из стран Латинской Америки,
где африканские религиозно-магические культы давно уже стали привлекать к себе
не только негритянское, но и латинское население. Кроме собственно вуду, в
Америке обосновалась и родственная религия -- сантерия (ведущая свою родословную
не от дагомейцев-фон, а от народа йоруба). Ее втайне исповедовали многие кубинцы
и пуэрториканцы, оседавшие в Нью-Йорке и Майами.

Негры и латиноамериканцы до сих пор составляют в США хотя и очень большие, но
весьма замкнутые общины. "Черные" и "испанские" кварталы и пригороды
американских мегаполисов - это особый мир, в котором белому человеку иногда
просто опасно появляться. Но если белый человек не отягощен расовыми и
классовыми предрассудками, если он уверен в себе и не лишен духа авантюризма,
если он любит мистические переживания и новые знакомства, то вполне может быть,
что однажды в латинском секторе Лос-Анджелеса или Майами он случайно забредет в
неприметный магазинчик, в котором...

Впрочем, пора уже предоставить слово авторам.

Введение
Подпольная религия


С. Джейсон Блэк

Примерно год назад я выходил с Большого Центрального Рынка в Лос-Анджелесе. День
был ненастный, а я был увешан миллионом пакетов с овощами и зеленью, поэтому
приходилось прижиматься к стене - подальше от дождя и людского потока. Большой
Центральный Рынок - это целый городской квартал под одной крышей. Овощи и
хлебобулочные изделия там невероятно дешевы, и я привык ходить на этот рынок раз
в месяц, чтобы основательно загрузить свой холодильник.

За последние двадцать лет в этом районе центрального Лос-Анджелеса появлялось
все больше рынков, магазинов и лавочек, которыми владели и которые посещали в
основном представители многочисленного латиноамериканского населения. Это были
не только мексиканцы, но и иммигранты из Центральной и Южной Америки и с Кубы.
Если вы зайдете на Большой Центральный Рынок в субботу или воскресенье, вам
покажется, что вы находитесь не в США, а где-нибудь в Бразилии.

Словом, я стоял, прижимаясь к стене и пытаясь остаться сухим. Что-то заставило
меня обернутся и посмотреть на витрину аптеки, о которой я опирался спиной. Мои
глаза скользили по лекарствам от простуды, полосканиям для рта, тампонам,
вудуистским куклам-

Вудуистские куклы?

Я втащил себя и свои овощи в аптеку.

Место, куда я зашел, называется "Аптека Миллион Долларов". Находится она на углу
Бродвея и Третьей улицы. Я думаю, что это действительно аптека, и, кроме того,
обычный магазин, но в основном это - нечто совершенно особое.

Примерно наполовину полки магазина уставлены тем, что в телефонных справочниках
принято называть "религиозными товарами". Короче говоря, то, что снаружи
казалось простой аптекой, внутри оказалось ботаникой - лавкой товаров для
практики вуду и брухерии (букв. "колдовство". Под этим словом может пониматься
либо мексиканская магическая традиция, в которой смешиваются элементы ацтекской
религии, европейской магии и каталицизма, либо "темная" сторона карибской
сантерии).

Были там и пакетики с сушеными травами, и свечи разнообразной формы, и крохотные
талисманы из штампованного металла (кое-какие я узнал, другие - нет). Были
мастики для полов и различные сорта мыла для привлечения денег и уничтожения
дурных влияний, ритуальные сигары, буклеты с испанскими и португальскими
заклинаниями и молитвами и статуэтки Элеггвы (о нем мы поговорим позже) для дома
и офиса.

С другой стороны помещения были представлены предметы, на первый взгляд, вполне
"правоверные": католические распятия разных размеров в стиле барокко, четки и
стеклянные горки с маленькими красивыми статуэтками различных святых. Я уже был
немного в курсе дела, поэтому не был обманут этой демонстрацией христианского
благочестия. Все эти святые являлись "масками" различных демонов афро-карибской
магии. Они должны были служить талисманами и местный священник или члены их
семьи знали, чем они на самом деле занимаются.

Ниже располагались предметы, которых я никогда прежде не видел, талисманы на все
случаи жизни. Рядом стояли статуэтки китайских будд с изображенными на них
магическими символами - еще один вид "масок".

Я вышел из магазина, ничего не купив - в тот раз. Хотя и интересно было
обнаружить эту маленькую "страну чудес" в таком неожиданном месте - особенно
после того, как я сотню раз проходил мимо, - я вовсе не был так уж сильно
удивлен. Проезжая из центра города в Голливуд, где я в то время жил, я мог
насчитать не менее десяти таких ботаник на одном только Сансет-бульваре. В
Лос-Анджелесе, как и в Нью-Йорке, и в Майами, лавки, посвященные сантерии и
другим вудуистским религиям, превышают численностью не только "оккультные"
магазины, но и магазины христианской книги в отношении пять к одному.

Удивительнее всего то, что почти никто за пределами этих религий даже не
подозревает об их существовании - за исключением разве что социологов и
"специалистов по культам". Ничего не знают о них ни люди, живущие в одном доме с
вудуистскими магазинами, ни вездесущие журналисты, которым полагается знать обо
всем на свете.

Вот вам пример. Пару лет назад ведущий местных вечерних теленовостей появился на
экране на фоне огромной перевернутой пентаграммы. "Ого! - подумал я. - Это
что-то новенькое!" Далее последовал репортаж о том, что ведущий и полицейские
именовали "сатанистскими ритуалами". Проводились эти ритуалы в Сан-Педро (районе
близ Лос-Анджелесской гавани, где живет много латиноамериканцев). В числе
доказательств их "сатанистского" характера фигурировали зарезанные цыплята
(довольно большое количество) и козлы (один или два), обнаруженные на пустыре. Я
был шокирован. Но отнюдь не жертвоприношением того, что люди едят на обед: дело
в том, что эти животные и свечи, найденные при них, явно остались после
какого-то праздника сантерии. Если при этом и применялась магия, то только
белая, как свежий снег. Но на протяжении всего репортажа ни наша доблестная
лос-анджелесская полиция, ни профессиональные журналисты (которым полагалось бы
разбираться в подобных вещах) не употребляли иного слова, кроме как "сатанизм".
Так они отзывались о религии, которая, по моим самым скромным подсчетам, имеет
полмиллиона последователей в Лос-Анджелесском округе и богатейшую историю.

Гневаясь по поводу этой демонстрации дремучего христианского невежества я,
конечно, был в меньшинстве, если не в полном одиночестве, среди своих
белых-англосаксонских-протестантских собратьев. Большинство из них и сам мой
гнев без колебаний объявило бы проявлением "сатанизма". Для христиан, даже в
Лос-Анджелесе, окрестить (прошу пр



Сайт создан в системе uCoz